Филиппова Анна Владимировна (panda_aunt) wrote,
Филиппова Анна Владимировна
panda_aunt

Category:

ЯПОНСКИЙ ТЕАТР НОО (глазами очевидицы...)

Что-то давно я про свои японские воспоминания не писала. Сегодня иду из магазина с котомками, а мне навстречу топает тётенька. Топает-топает, вдруг встала и застыла. Руку ко лбу подняла и стоит в такой позе. Непросвещённый гражданин прошёл бы мимо и даже внимания не обратил. Но я то не из таковских. Сразу в голове щёлкнуло - это же МИЭ в чистом виде. Классика японского театра КАБУКИ. Там актёры в самые кульминационные моменты замирают в определённой позе (каждая поза чётко соответствует определённому чувству). Зрители в курсе. И актёру хорошо - не надо кричать на весь зал "Ах! Как меня все достали! Ненавижу этот мир...". Достаточно просто постоять секунды две-три в определённой позе и всё понятно.

  Но это КАБУКИ. Они, бывает, гастролируют. И их можно вживую посмотреть. И в смысле восприятия КАБУКИ попроще. Поэтому про них писать не буду, а напишу про театр НОО. В русскоязычной интерпретации НО. Кому интересна теория, с ней можно ознакомиться в сети. Если коротко, то...А если кто радостно закричит: "Так я же это видел! Они у нас в Москве (Питере, Лондоне, Нью-Йорке...) гастроли давали... Я сам ходил... ", мне придётся только развести руками и сказать: "Жаль, конечно, но вас немножечко надули...". Это не вы видели японский театр в реале. Это они приехали на вас посмотреть.
  Конечно, как всегда - пишу свои мысли. Иногда это домыслы, но обычно соответствуют. Итак...

  Почему НОО можно посмотреть только в Японии? Да потому что там специально сконструированная сцена немаленьких размеров, специальные породы дерева идут на обшивку стен в зале (для создания акустических эффектов), особым образом осуществляется рассадка. И ёжику понятно, что сцену и стены театра никто с собой на гастроли не потащит. Кроме того, классический спектакль (или лучше сказать действо) продолжается около шести часов. Это очень важный момент. Японец к нему готов. А средний европеец?.. Я вас умоляю!.. Почему же они гастролируют, так сказать, в оскоплённо-урезанном варианте - без стен, без сцены, с коротеньким представлением?... Думаю - им просто интересно по миру поездить, разные страны посмотреть, по музеям походить. Да просто пообщаться! И кто их за это осудит? Точно не я...

  Лично я была на настоящем спектакле НОО всего один раз. В Токио. Честно говоря, заранее не планировала, потому как билеты были весьма для меня дороговаты. Но наш человек и в Японии не растеряется. Моя подруга-сокурсница, молодая и красивая, познакомилась где-то с актёром, младшим представителем актёрской династии - тоже молодым и красивым... Как результат - нас провели бесплатно. Плюс - сэкономили кучу денег. Минус - я была морально и теоретически не готова, а потому полного удовольствия не получила, увы.

  Как это было... Заходим, садимся. Народу очень мало. Зал заполнен на четверть - не больше. Начинается действие. Специальная группа музыкантов (барабаны и флейты-сякухати) создаёт музыкальный фон. На сцене появляется фигура в одеждах-кимоно умопомрачительной красоты и медленно-медленно, шаг за шагом начинает по специальному помосту двигаться в сторону сцены. Скорость такая, что передвижения практически не видно. Проходит минута. Фигура движется. Я смотрю. Проходит ещё минута, и ещё, и ещё... я смотрю, фигура движется. Ничего не происходит. В какой-то момент к музыкантам  добавляется хор. А фигура идёт... а я смотрю... Добравшись до сцены, фигура замирает. Стоит. Я смотрю. Хор поёт. Вдруг  фигура произносит нечто на "церковно-славянском" (старояпонском). Потом снова замирает. И тут я полностью теряю нить происходящего. Фигура вроде как спустилась и ушла. А на помосте появляется уже другая. И тоже начинает передвигаться в том же направлении... Барабаны стучат примерно в ритме сердца, и я вдруг понимаю, что сердце моё (больное) может не выдержать и стыдливо покидаю зал (до этого видела, что многие так делают, видимо это принято). В фойе жизнь кипит. Зрители ходят туда-сюда, поглядывая на огромные экраны, по которым транслируется всё, что происходит в зале. Кстати, эффекта "выскакивания сердца из груди" при просмотре с телеэкрана - не наблюдается!  Кто-то возвращается в зал. Кто-то напротив - выходит... Странно всё это.

  В общем вернулась я и стала смотреть дальше. Иногда на сцене действие ускорялось. Появились даже диалоги. Иногда менялась тональность речитатива. Некоторые слова вдруг стали понятны. Часа через три я начала примерно осознавать, что происходит на сцене. Однако большинство японских зрителей к этому времени уже благополучно заснули и сидели, тихонечко посапывая. Иногда они вздрагивали, открывали глаза, пару минут смотрели на сцену и снова безмятежно засыпали... А я смотрела и слушала, слушала и смотрела... Под конец сердце у меня билось, как после марш-броска с полной боевой выкладкой. Но я честно досидела. И знаете - мне ПОНРАВИЛОСЬ! С удовольствием сходила бы ещё. Даже и за деньги.

  Правда потом, когда мы встретились после спектакля с нашим "Вергилием" и поделились впечатлениями, выяснилось - всё я делала не так. НОО это такой театр, который не демонстрирует ДЕЙСТВИЕ... Он создаёт ОСОБОЕ НАСТРОЕНИЕ. Ты можешь смотреть, как идёт герой... смотреть-смотреть... и заснуть. Это нормально! Просыпаешься, а он всё идёт... Отлично! Всё стабильно, всё под контролем. Можно спать дальше. Японцы ходят на представления НОО не за "информацией" (содержание всех пьес они с детства знают наизусть) и не за игрой, так сказать, звёзд (всё равно все актёры в масках, мимики не разглядишь)... Они ходят  "поднабрать настроения". Весь комплекс Театр-Сцена-Костюмы-Музыкальный ритм-Тембр голоса-... действует скорее на подкорку, чем на сознание!!! А я то, дурочка, и не знала. И почему-то никто об этом вот так просто не пишет. Но не мог же этот актёр нас обмануть. Да и сердце моё больное подсказывает, что он прав.
Всё это больше похоже на сеанс массового гипноза, чем на театральное представление.
Вот так...

PS Видео, фото и аудиосъёмка в театре НОО категорически запрещена. Мы то с подругой разжились фотографиями по знакомству, но я их, конечно, не выкладываю. Наступая на горло своим твёрдым принципам, в ЖЖ чужие фото не использовать, даю фотографию театра и сцены из сети, со ссылкой на сайт.
Зал_Национальный_театр_ноо_Токио


Tags: Япония - язык и люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • НА ПОДНОЖНОМ КОРМУ... ОШИБКИ КОТОВОДА и ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ

    Пост про котиков... Вернее про одного отдельно взятого котика , которого злобные хозяева не кормят принципиально... Сегодня день…

  • ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛОГО

    С подачи Ани vixymixy осваиваю новые нейросетевые прибамбасы... Сервис Deep Nostalgia оживляет фотографии. Загружаешь снимок, а…

  • ЗАКОН И ПОРЯДОК

    Узнала случайно утром из радиопередачи, что сегодня "День Планетария" (и такой, оказывается, есть - 100 лет первому планетарию…

promo panda_aunt february 27, 2016 20:58 586
Buy for 20 tokens
Не даёт мне покоя чужая слава... Вот, например, усталый путник, притомившись бродить по жж-просторам, всегда может зайти к Фае в её rajskij_sad , присесть там на одну из облюбованных скамеечек, вытянуть усталые ножки оторвать от клавиатуры усталые пальчики и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • НА ПОДНОЖНОМ КОРМУ... ОШИБКИ КОТОВОДА и ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ

    Пост про котиков... Вернее про одного отдельно взятого котика , которого злобные хозяева не кормят принципиально... Сегодня день…

  • ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛОГО

    С подачи Ани vixymixy осваиваю новые нейросетевые прибамбасы... Сервис Deep Nostalgia оживляет фотографии. Загружаешь снимок, а…

  • ЗАКОН И ПОРЯДОК

    Узнала случайно утром из радиопередачи, что сегодня "День Планетария" (и такой, оказывается, есть - 100 лет первому планетарию…